Опасен ли мороз для системы охлаждения двигателя

Ситуации, когда морозным утром под днищем машины обнаруживается обломок двигателя, случаются в водительской практике. Чтобы этого не происходило, придуман и используется антифриз в системе охлаждения двигателя. Тем не менее стоит знать, до каких пор можно заменить его простой водой, чтобы не переживать о моторе.
Теория
В то время как подавляющее большинство жидкостей при замерзании сжимается, вода увеличивает свой объем. Плотность кристаллической фазы воды меньше, чем у органических жидких веществ, поэтому водяной лед всплывает, а не оседает на дне сосуда. А если вода увеличивает свой объем при замерзании, то сосуд, ее содержащий, лопается.
Еще одно негативное явление – перегрев мотора или АКПП. Если в системе охлаждения образуется ледяная пробка, жидкость не сможет циркулировать и отводить тепло. Это ведет к деформации деталей и выходу основных агрегатов из строя. А уж порванные трубки радиаторов и других проводящих элементов охладительной системы – обычное дело.
То же самое происходит с двигателем, АКПП, радиатором кондиционера, которые вода должна охлаждать, а также системой стеклоочистителя. Во избежание этого в качестве охладителя или омывателя используют, в частности водные растворы изопропанола – они не только меньше расширяются, но и замерзают при более низких температурах.
Какие температуры опасны для радиаторов?
Из школьного курса физики известно, что вода замерзает уже при 0С, но это в идеальных условиях. Практика показывает, что прикрытые капотом радиаторы двигателей, кондиционеров, АКПП спокойно выдерживают стоянку в несколько часов при морозе в -3С, а изредка и до -7С.
Главной же причиной сохранности этих агрегатов является то, что при постановке машины на стоянку ее массивный двигатель имеет температуру в +90С, и остывает медленно. Этого хватает, чтобы вода в системе охлаждения не замерзала, если только ветер не задувает в радиатор двигателя. Солнечная погода и присутствие смазки также замедляет остывание. Заморозок не ниже -3С системы с водяным охлаждением переживают нормально: вода не успевает замерзнуть до того объема, когда начнет рвать радиаторы охлаждения, моторы, АКПП и масляные радиаторы. Но при более сильных морозах нужно принимать меры.
Что нужно сделать, чтобы не заморозить машину?
Если по каким-то причинам не хочется пользоваться антифризом, для профилактики промерзания можно:
- сливать воду из двигателя и радиатора при постановке на стоянку. Она уйдет не полностью, поэтому остаток замерзнет. Придется растапливать его феном перед началом эксплуатации авто, или загонять последнее в отапливаемый гараж;
- утепление капота, радиатора термоизоляционным материалом. Но эта защита спасет только на несколько часов и при небольшом минусе. Простой машины в течение пары дней влечет полный выход агрегатов из строя;
- добавление к воде антифриза – всего 1 литра хватит, чтобы не беспокоиться о машине при морозе в -7С;
- ежечасный прогрев двигателя. Эта мера выручает в экстренных случаях, когда другие способы защиты не доступны, причем придется в полном смысле слова дежурить, чтобы не лишиться двигателя;
- включение тепловой пушки, направленной под капот. Для большего эффекта ее вместе с капотом машины накрывают брезентом.
Как видите, удобного и простого лайфхака для использования в качестве охладителя воды не существует. При отрицательных температурах легче перейти на антифриз, чем усложнять себе жизнь.
А также пользоваться проверенные запчастями для систем охлаждения двигателя, таких как STRON. Это один из немногих производителей, который даёт на всю свою продукцию безусловную гарантию 3 года или 80 000 км пробега.